Всем добра!
Пятница сегодня, позволим себе немного вольностей. Для начала многим известный анекдот (одна из версий).
«Первый - второму: Представляете! Вчера, на бал в Петергоф Пушкин пожаловал! Да-с... С Натальей Гончаровой. Сам Пушкин, красив, разодет во фрак, да и Наталья всех поразила белоснежным платьем. Только вот конфуз вышел - на юбках пятнышко грязи махонькое было... Конфуз - право слово.
Второй - третьему: Вы слыхали? Вчера на бал в Петергофе Пушкин с женой приезжали. Разодетые все... Только вот конфуз вышел, Наталья как выходила из кареты - неловко ступила в лужу и юбки себе грязью забрызгала.
Третьий - четвертому: Вчера был на балу в Петергофе, и все бы хорошо, да тут чета Пушкиных приехала и конфуз устроила. Сам то он ничего, а жена его пьяна видать была... Ну из кареты вылезала и прямо в грязь... И сама забрызгалась и Пушкина забрызгала.
Четвертый-Пятому: Ах, что вчера Пушкин с женой на балу в Петергофе устроили! Приехали оба пьяные в стельку. Начали из кареты спускаться, так Пушкин Наталью прямо в грязь и толкнул. И сам упал. Всех вокруг забрызгал. Конфуз.
...
Девяносто девятый - Сотому: Слышь, я вот чо скажу то... Иду вчера на бал... Вдруг вижу Пушкин на дереве сидит... И всех посылает».
К чему это я? А вот к чему. В последние пару недель я несколько раз слышал истории про корпоративное обучение. Посылает, ой, направляет, конечно, компания сотрудника на обучение, он его успешно проходит, возвращается и устраивает своим коллегам шоу, тьфу ты, пересказ содержания, типо тоже обучение. Все счастливы – заплатили за одного, а обучились многие. Однако, у данной истории есть один подвох. Суть в следующем. При пересказе содержания обучения, возникают определенные искажения как общего смысла, так и в деталях и причинно-следственных связях. Это происходит даже помимо воли обученного, в силу как его когнитивных и интеллектуальных особенностей, так и внешних факторов – избыточности языка, сложности материала и т.д. Данный феномен отлично проиллюстрировал Эдвардс Деминг в своем эксперименте с воронкой. В результате в каждом подобном случае мы имеем ту или иную аналогию с вышеупомянутым анекдотом. А вообще отражение этой истории есть во многих ситуациях, когда обучаемый хаотично черпает информацию из разных источников – от коллег, прошлого опыта, книг и статей непонятного авторства и/или перевода, «уважаемых людей» и т.д. По этой причине, кстати, во многих серьезных компаниях процесс обучения централизован – так более адекватно управляют его вариативностью. Кстати, в одной компании я был свидетелем отличных результатов применения данной практики – новые сотрудники производства проходили первоначальное обучение в составе специальной тренировочной бригады под единоначалием одного высококвалифицированного сотрудника.
Вывод
Если уж так получилось, что знания по вашей специальности разбросаны по различным источникам, то по крайней мере старайтесь упорядочивать их самостоятельно. Сравнивайте, сопоставляйте, подвергайте сомнению, ошибайтесь, возвращайтесь к пройденному, чтобы переосмыслить, стремитесь учиться у лучших. И самое главное – никогда не останавливайтесь! И да снизойдет на вас озарение!
Да пребудет с вами контроль!